Первый анимационный фильм, где героями стали знаменитые казаки, – «Как казаки кулеш варили» датирован 1967 годом. Этот фильм, тогда – дебют молодого режиссера Владимира Дахно, любим многими поколениями зрителей, как и известные его «одногодки», рожденные на Союзмультфильме герои «Ну, погоди!».
С того памятного 67-го в среднем раз в два года появлялись новые казацкие сериалы. Казаки и в футбол играли, и соль покупали, и на свадьбе гуляли. Казаки-олимпийцы были награждены бронзовой медалью на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов, а тех, кто спас своих невест, увенчал серебром международный фестиваль в Швейцарии. За этот сериал режиссер Владимир Дахно, художник-постановщик Эдуард Кирич и оператор-постановщик Анатолий Гаврилов были награждены Государственной премией Украины им.Т.Г.Шевченко. Хотя творческая группа сегодня распалась, – Кирич ушел со студии, – режиссер полон творческих планов, которым, как и принято в это время, мешает хроническое отсутствие денег.
Интервью с Владимиром Дахно (режиссер)
— Владимир Авксентьевич, наверное, образ ваших мультипликационных казаков эксплуатируется довольно часто?
— Постоянно. У меня дома собран целый склад упаковок из-под самых разных товаров, на которых изображены мои казаки: соль, мука, те же спички, еще Бог знает что. По словам нашего юриста, мне за все это что-то платили, но, по всей видимости, это были такие незначительные суммы, что я и не заметил…
— Сколько всего вышло серий про казаков, и хотите ли вы снимать продолжение?
— Про казаков мы сняли девять серий, последняя из которых вышла лет пять назад. Сейчас в соавторстве с одним из моих учеников — Аликом Викеном (кстати, начинал Алик как художник-мультипликатор в фильме «Как казаки в футбол играли») мы собираемся запускать десятую серию «Казаков», но пока на нее нет денег. Впрочем, студии тоже нет… Кроме того, три года назад вышла первая книжка по мотивам нашего мультфильма — «Как казаки кулеш варили». Получилось довольно хорошо, и сейчас мы планируем начать работу над выпуском второй книги — «Как казаки на свадьбе гуляли».
— Своих, теперь уже знаменитых, героев вы придумали сами?
— Не только придумал, но и сам нарисовал первых казаков — к фильму «Как казаки кулеш варили», вышедшему в 1967 году. Правда прорисованы они были, что называется, условно: раньше была такая тенденция. Спустя три года, в 1970-м, мы приступили к работе над вторым фильмом — «Как казаки в футбол играли». Тогда мы решили немножко видоизменить наших персонажей, поскольку их угловатые фигуры не очень хорошо подходили для игры в футбол. Художник Эдик Кирич талантливо обработал всех казаков, и уже в таком виде они стали переходить из серии в серию.
— Ваши герои чем-то напоминают мушкетеров…
— Я и не скрываю этого, ведь со своими казаками я мудрил не слишком долго. Просто взял да и нарисовал трех запорожцев на манер трех мушкетеров. Один получился кругленький и маленький. Он — самый быстрый из всех, к тому же самый меткий стрелок, поэтому зовут его Око. Второй — Тур, пышущий здоровьем молодец. И, наконец, худой и долговязый Грай, самый главный, а в фильме про футбол — еще и капитан команды. Кстати, мне потом сказали, что в этих трех персонажах я очень точно передал украинский характер.
Первоначально фильм назывался «Три запорожца» — по аналогии с теми же «Тремя мушкетерами». Однако когда я сдавал фильм в Госкино, Александр Левада сказал: «Что это за название «Три запорожца»? Надо что-то другое придумать — например, «Как казаки кулеш варили»!» Я потом долго размышлял над новым названием и в конце концов понял, что Левада попал очень точно, и ничего лучше мне придумать не удастся.
— Какая серия про казаков у вас самая любимая?
— Это трудный вопрос — я люблю их все. Но, если подумать, то, наверное, все-таки про футбол. Насколько я знаю, эта серия очень популярна и любима зрителями, к тому же у нее есть своя маленькая история.
Те, кто увлекаются футболом, хорошо помнят вратаря киевского «Динамо» Виктора Банникова. Правда, я с ним познакомился гораздо позже, когда он уже играл за московское «Торпедо». И Витя тогда рассказывал мне, что каждый раз перед тем, как выйти на поле, торпедовцы обязательно смотрели мультфильм «Как казаки в футбол играли». «А ну-ка, давайте посмотрим, как там хохлы в футбол играют!» — говорили они и как будто заряжались энергией от наших казаков! Этот рассказ Банникова настолько подействовал на меня, что и сегодня я считаю его самой лучшей наградой: приятней отзывов о своей работе я просто не слышал!
— Говорят, сериал про казаков в свое время был бешено популярен в Европе: по нему вообще судили о качестве отечественной мультипликации…
— Мы возили «Казаков» практически на все фестивали рисованных фильмов — в Швейцарию, Румынию, Болгарию, Италию, и почти везде получали призы. А лет десять назад режиссер киностудии имени Довженко Владимир Денисенко (к сожалению, он уже умер) поехал в Иран, где проходили Дни украинского кино. После его возвращения мы случайно встретились, и Денисенко мне со смехом сказал: «Володя, считай, что ты стал национальным героем Ирана. На наши фильмы практически никто не ходил, зато истории про казаков собирали полные залы!»
— И какой же путь нужно было пройти для того, чтобы стать «национальным героем Ирана»?
— Не знаю, какой путь прошли другие, а я окончил факультет архитектуры Киевского инженерно-строительного института. Затем некоторое время работал по специальности, и последняя моя работа в этой области — школьный городок напротив рынка «Юность». На студию «Киевнаучфильм» пришел в 1960-м по приглашению Давида Черкасского как художник-мультипликатор и сразу же буквально влюбился в мультипликацию!
— Сколько нужно нарисовать картинок, чтобы создать, например, десятиминутный фильм?
— Это легко посчитать. В одном метре — 52 кадра, если снимать по два кадра, то получается 26 рисунков на один метр. Десятиминутный фильм — это 270 метров пленки или более 7 тысяч рисунков. Но десятиминутным был только первый фильм про казаков, продолжительность остальных в среднем двадцать минут, а это уже 14 тысяч рисунков. Конечно, сегодня все поменялось, и благодаря, компьютерам работать стало намного легче. Если раньше десятиминутный фильм я делал семь месяцев, а двадцатиминутный — девять, то сегодня эту же самую работу спокойно можно сделать в два раза быстрее.
— Кого вы считаете своим учителем и много ли у вас самого учеников?
— Своим учителем считаю Федора Хитрука и до сих пор всегда смотрю его мультфильмы, когда их показывают по телевизору. Их и в самом деле можно смотреть бесконечно! А учеников у меня много — я ведь несколько лет читал лекции на студии «Борисфен». Впрочем, почти все мои ученики разъехались по миру, в Киеве практически никого не осталось. У меня и сегодня есть много идей, но все они, к сожалению, лежат в столе. И, несмотря на желание работать и грандиозные планы, сейчас я практически ничем не занимаюсь. Несмотря на то, что я не только заслуженный деятель искусств Украины, но и единственный мультипликатор в нашей стране, которому дали звание народного артиста, получаю мизерную пенсию. Плюс «стипендия» за «народного» — 270 гривень в месяц. В прошлый раз пришел получать и спрашиваю: «Не повысили мою стипендию?» Там только засмеялись: «Володя, скажи спасибо, что не забрали!».
Печальная новость (8 августа 2006 года):
30 июля на 74 году жизни скончался известный украинский мультипликатор Владимир Дахно. Владимир Авксентьевич — автор легендарной серии мультфильмов: “Как казаки кулиш варили”, “Как казаки в футбол играли” и других.
Говорят, после его казаков-футболистов динамовцы при встрече всегда угощали Владимира пивом. Но лауреат Государственной премии имени Шевченко жил на мизерную пенсию — около 250 гривен, хотя на Западе Дахно с его “аниматурами” был бы миллионером.
Народный артист Украины композитор Игорь Поклад позвонил в редакцию нашей газеты, чтобы рассказать о своем ушедшем друге:
— Володя открыл мне мир мультипликации, предложив написать музыку к ленте “Как казаки невест выручали”. Я попросил хотя бы пересказать сюжет. За 15 минут я увидел фильм от начала до конца: кричали пираты, визжали невесты, Володя дико смеялся, угрожающе ревел, скакал по комнате, имитировал свист пуль и взрывы ядер, успевая напевать что-то вроде “улю-лю а-ля-ля”.
Я был потрясен Володиным талантом актера, танцора, мима, звукоподражателя. Потом мы работали вместе еще несколько раз, в том числе и над уникальным по тем временам проектом — полнометражной рисованной “Энеидой”.
Последним нашим детищем стали “Как казаки в хоккей играли”, но успели сделать лишь половину, потому что закончились деньги. Почти два года незавершенная работа пролежала в столе. За это время распалась творческая группа — одни уехали на заработки за границу, другие перешли на другие студии. Однажды Володя сказал: “Игорь, я больше снимать не буду!”. В этом решении были и честолюбие мастера, и трепетное отношение к своему труду, и обида. Безумно жаль, но слово свое он сдержал… “Хоккей” я заканчивал с другим режиссером…
К несчастью, решение Владимира отразилось на всей его дальнейшей жизни. В это время началась мода на рекламные ролики. Более раскрученного брэнда, чем его казаки, в Украине не было и нет. Все бросились к мастеру с предложениями, но работать в рекламе он отказался напрочь — это была уже не его сказка…