Главная » Статьи » Прокат рассудит: «Притяжение» нацелилось на миллиард

Прокат рассудит: «Притяжение» нацелилось на миллиард

Название:
Прокат рассудит: «Притяжение» нацелилось на миллиард
Рейтинг:
Автор:
Новый фильм Федора Бондарчука не собирается останавливаться после успешного первого уик-энда и готовится покорять китайский рынок...


Совсем не «Район № 9»

Трейлеры и тизер-постеры ловко обманывали публику, эксплуатируя тему вечного противостояния людей и пришельцев, «наших» и чужаков, убедив особенно скептически настроенных зрителей, что «Притяжение» — чуть ли не отечественная копия «Района № 9». В реальности фильм Федора Бондарчука обернулся современной версией «Ромео и Джульетты», в которой обычной московской старшекласснице Юле (Ирина Старшенбаум) отведена главная роль межцивилизационного миротворца.
Если воздержаться от спойлеров, то в общих чертах сюжет выглядит так: российские военные сбивают в небе над Москвой НЛО, и тарелка падает на район Чертаново, вызывая неминуемые жертвы и сея панику. Военной операцией руководит полковник Лебедев (Олег Меньшиков), отец Юли. Место крушения оцеплено, инопланетяне вроде бы воевать не собираются и обещают покинуть Чертаново, как только восстановят корабль. Но местные жители обеспокоены, а бездействие военных и властей их только распаляет. Юля же неожиданно устанавливает собственный контакт с пришельцами.


Одним из важных шагов промокампании стала повышенная секретность с тщательно оберегаемыми деталями сюжета. Именно игра с ожиданиями зрителей стала основой для положительного сарафана, который сейчас получает картина, уверен продюсер «Вия» Алексей А. Петрухин.

«Это правильно выстроенная кампания: трейлер не раскрывал того, что реально было в фильме, настраивая зрителя на одну картину, на понятный месседж. Когда на экране меняются герои и все это не соответствует тому образу фильма, который ты уже нарисовал себе в воображении, это порождает тот самый сарафан, который сейчас и работает. Перевертыш, когда положительный герой оказывается отрицательным, тоже провоцирует споры, разговоры на выходе из зала, обсуждение в соцсетях. К сценарию — и некоторые зрители об этом пишут — могут быть вопросы, но как зритель я получил удовольствие, и эти вопросы даже не хочется задавать, не хочется придираться», — отметил продюсер в интервью КиноПоиску.

Продюсер «Притяжения» Дмитрий Рудовский рассказывает, что создатели внимательно отнеслись к реакциям публики еще на этапе тестовых просмотров, которые проводились сразу после появления черновой версии монтажа. «По итогам просмотра фокус-группами было принято решение слегка изменить характер главной героини. Он был более очевидно мальчишеский, — объяснил КиноПоиску продюсер. — Хотя она осталась сильной и независимой, ведь мы понимаем, что по сюжету она дочь военного и воспитывал ее отец. Это отразилось на ее характере и поступках. Изначально она была намного резче, это можно было изменить только с помощью досъемок. Некоторые отснятые сцены ушли на этапе монтажа, потому что отчасти повторяли уже сказанное».

Фантастика для взрослых

Для того чтобы собрать внушительную кассу, требовалось привлечь не только традиционно молодую аудиторию кинотеатров, но и достучаться до тех зрителей, которые приходили на «Сталинград» и «Экипаж». Причем завлечь взрослую аудиторию на военную драму или ностальгический ремейк гораздо проще, чем на кино, в котором толпа агрессивных подростков пытается выгнать загадочных пришельцев из спального района.


«У нас была серьезная поддержка со стороны нашего партнера — телеканала „Россия“, который как раз рассчитан на более взрослую аудиторию, — рассказывает Дмитрий Рудовский. — Мы верили, что кино будет интересно более широкому кругу зрителей. Нам говорили: у вас молодые герои. Я отвечал: а „Ромео и Джульетта“? А „Титаник“? Информационный шум, который помог попасть в поле зрения широкой аудитории, был большим: выходили интервью Федора Бондарчука, материалы, передачи, информационные сюжеты в новостях, которые смотрит как раз более взрослая аудитория».

Дата релиза — 26 января — была объявлена заранее и не менялась, так как была определена договором продюсеров с компанией IMAX, которая выпускает не только локальные картины на различных территориях, но и голливудские, и окон не так много. «Мы дали людям отдохнуть после новогодних праздников. На конец января приходится снова всплеск интереса к кино, люди возвращаются в кинотеатры. О дате 26 января мы объявили достаточно давно. Все понимали, что там стоит „Притяжение“, и планировали свои релизы в соответствии с нашим присутствием, понимая, что наша картина возьмет большую часть кассы», — говорит Рудовский.


Отсутствие возможности переноса релиза определило жесткие сроки для работы над визуальными эффектами, однако создатели практически не выбились из графика и не только не сократили ее объем, но даже увеличили его. «Мы ни от чего не отказывались, наоборот, появлялись дополнения относительно изначального замысла, — уточняет продюсер. — Бюджет на графику у нас подрос, но это был запланированный рост. Мы понимали, что не все можем посчитать на уровне замысла. Изменились только сроки выхода фильма в Китае — мы должны были сдать готовую картину, чтобы она прошла цензуру, получила дубляж и вышла одновременно с Россией, однако сдвинулись на две недели. Немцы, кстати, сами сдвинули релиз на май, а Вьетнам вышел одновременно с нами». Картина также продана для проката во Францию, Малайзию, Тайвань и другие страны.

Разговор о «здесь и сейчас»

Редкий отечественный фильм вызывает такое единодушие у кинокритиков: негативных рецензий у «Притяжения» практически нет. «Вместо напыщенной патриотической повестки — чистый жанр, как любят тинейджеры (основная публика мультиплексов). Причем совершенно определенный формат: „Притяжение“ — первый российский фильм в сегменте young adult», — пишет Антон Долин в «Афише». Валерий Кичин в «Российской газете» сравнивает фильм со сказкой-притчей: «Как бы горестное наблюдение за миром тотальной агрессии, где все действуют по принципу: арматура есть — ума не надо».
Главное, с точки зрения рецензентов, достижение Бондарчука — причем и режиссера, и продюсера — долгожданный разговор о современной России, кино о «здесь и сейчас», которого практически нет в отечественном культурно-развлекательном поле. «В недавно родившемся коммерческом российском кинематографе „Притяжение“ выполняет, наверное, самую важную на сегодняшний день социальную задачу — это первый жанровый антифашистский фильм», — считает Константин Шавловский. «Бондарчука сильно беспокоит накопившаяся в обществе и подпитываемая властью, телевизором и соцсетями агрессия. И в „Притяжении“ он говорит об этом очень доходчивым языком. Чтобы поняли и в Бирюлеве, и в Чертанове», — пишет Олег Зинцов в «Ведомостях». Критик хвалит и визуальные эффекты, и актеров, и локацию, и сюжет, и то, что «Притяжение» напоминает советскую фантастику вроде «Приключений Электроника» или «Гостьи из будущего».


Почти все отмечают ловкую работу с первоисточниками — классикой научно-фантастического кино, отсылки к которой Бондарчук в разговоре о современной России миксует без потери правдоподобности. «Фильм напоминает добротный и вполне универсальный диджей-сет. Это не штампы, а удачно сведенные знакомые мелодии, которые без пауз следуют одна за другой. Что-то узнаешь сам, где-то включишь Shazam. Кажется, просто, но собрать их воедино, да так, чтобы кино работало, держало ритм, зажигало зрителей экшеном, двигало вперед историю, а герои при этом все-таки не казались безжизненными куклами — поди попробуй», — отмечает Василий Степанов в «Сеансе».

У Леонида Павлючика из газеты «Труд» есть претензии к сценарию картины и мотивациям героев, которые, на его взгляд, меняются по прихоти режиссера: «На одних спецэффектах и ярких картинках двухчасовой фильм не построишь. Нужны человеческие истории, яркие лица, страсти, характеры. С этим напряженка». Еще более резок в оценках Алексей Литовченко, автор проекта «Кинократия» на сайте «Российской газеты», считающий «Притяжение» новым «Обитаемым островом». «После открывающей, действительно зрелищной сцены с терпящим бедствием НЛО, самолетами и тотальным разрушением зрителя ожидает два часа вялой и скучной мелодрамы (в тех же „Сумерках“ было больше интриги — кого выберет Кристен Стюарт) с поползновениями на территорию социального комментария».

Путь к миллиарду

Первый день проката внушил аналитикам опасения: «Притяжение» заработало 26 января всего 44 млн рублей, однако затем цифры заметно выросли. «Четверг нас смутил, а вот остальные три дня были в рамках ожиданий. Сейчас мы пытаемся понять, с чем связаны низкие цифры четверга. Возможно, мы недооценили, что наша основная аудитория — школьники и студенты — училась в четверг, и сарафан на эту аудиторию мы получили позже», — говорит Дмитрий Рудовский.


По данным дистрибьютора — компании WDSSPR, которые приводит «Бюллетень кинопрокатчика», в России «Притяжение» заработало 394 млн рублей за первый уик-энд (430 млн рублей с учетом СНГ). Это меньше, чем стартовые показатели «Вия», «Сталинграда», «Экипажа» и «Три богатыря: Ход конем», однако фильму Федора Бондарчука все равно может покориться большая касса, особенно с учетом отсутствия прямых конкурентов на второй неделе проката, уверен Дмитрий Рудовский.

«Эта неделя будет просто сумасшедшей, — считает продюсер. — Но мы настроены оптимистично: отзывы превосходят наши ожидания, и это имеет значение для судьбы картины. Есть и те, кто традиционно занимает позицию отрицания „не смотрел и не пойду“, но их в процентном соотношении значительно меньше, их слова не могут повлиять на общее мнение, которое формируется. Мы изначально предполагали, что до миллиарда мы дойдем точно. Сейчас эти ожидания можно подтвердить. Свой минимум мы пройдем, а дальше вопрос даже не в сарафане, а во вторых, третьих походах. Люди собираются пойти еще раз, кто-то уже сходил. Эти походы будут давать основные цифры прироста».

Дорога для «Защитников»

«На волне того, что у нас происходило осенью с российским кино — с недоработками и неудачами некоторых фильмов, в том числе и на Новый год, — „Притяжение“ совершило большой подвиг. Это возвращает доверие зрителей, хотя понятно, что доверие меняется волнообразно. Второй уик-энд у „Притяжения“ может быть сильнее первого, настолько сейчас раскручивается сарафан. Главное, сохранить количество сеансов, тогда картина соберет свой миллиард», — считает Алексей Петрухин.
В социальных сетях положительные отзывы на «Притяжение» действительно встречаются заметно чаще, чем негативные. Зрители отмечают, что картина оказалась неожиданно «стоящей», «годной» и «весьма неплохой».

На очереди Китай

В данный момент продюсеры «Притяжения» ждут решения от китайского цензурного комитета. «Конечно, мы показывали картину в черновом варианте, следовали рекомендациям китайских партнеров, — рассказывает Дмитрий Рудовский. — Китайская версия короче нашей, некоторые сцены в ней удалены. Какие — я говорить не буду. Англоязычная версия тоже будет отличаться от российской и китайской, потому что в „Притяжении“, несмотря на фантастический сюжет и насыщенный событийный ряд, много диалогов, которые тяжелее воспринимать, тем более что на многих территориях фильм выходит с субтитрами».


Продюсер Алексей Петрухин, который заканчивает работу над российско-китайским «Путешествием в Китай», говорит, что предсказать результаты «Притяжения» в Китае сложно, однако сумма кассовых сборов точно будет выше китайского бокс-офиса «Сталинграда». Предыдущий фильм Бондарчука выходил в Китае в 130 кинотеатрах и заработал 11,5 млн долларов.

«Китайского зрителя просчитать трудно. Все зависит от того, как картину преподнесет местный прокатчик. По ментальности картина китайцам будет близка: похожи дома, ситуации. Учитывая репутацию режиссера в Китае, а она после „Сталинграда“ хорошая, „Притяжение“ может заработать очень хорошие деньги. Зритель найдется. Вопрос только в том, как прокатчику разрешит позиционировать картину цензурный комитет. Например, могут запретить наружную рекламу, если посчитают ее слишком страшной, или дать ограничение на количество копий, чтобы оценить реакцию зрителей. Конечно, хотелось бы, чтобы картина в Китае выстрелила. Это очень поможет российскому кино на местном рынке», — считает Петрухин...

Похожие новости:

Отзывы о новости: